Рабочая группа при Совете Федерации займется разработкой пакета законопроектов для борьбы с деструктивными сообществами
О создании рабочей группы заявила в четверг на круглом столе в сенате заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина. По словам Мизулиной, необходимо прописать в законодательстве понятие, описывающее деструктивные секты, поскольку сегодня его в законодательстве нет. Без закрепления понятия «деструктивная секта» и без четкого юридического определения законотворческая работа не будет иметь смысла.
Сегодня в стране действует порядка 500 деструктивных сект, большинство из которых совершенно вольготно чувствуют себя в регионах, хотя зачастую ведут подпольный образ жизни. По данным Министерства юстиции РФ, в 2015–2016 года в России были запрещены и ликвидированы на основании судебных решений 52 сектантские организации, действующие в 24 регионах. Из них пять — международные. В списке регионов, в которых зафиксированы такие организации, числятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Владимирская и Нижегородская области, Самарская Красноярская, Мордовия и Татарстан, Челябинск и Тула, Адыгея и Кабардино-Балкария.
— Современные секты маскируются под различные организации, проводящие психотренинги, семинары по развитию лидерских качеств, отдельные умельцы рассказывают, как выжить, если наступит конец света, или, например, как телепортироваться на другие планеты, и желательно вместе с имуществом. Причем на удочку мошенников попадаются очень разные люди. Используя различные психотехники, сектанты лишают людей воли, а после — и имущества, — заявила Мизулина.
Сенатор отметила, что очень важно в борьбе с сектами опираться на традиционные религиозные организации, поскольку это очень сильные союзники в борьбе с мошенниками. Кроме того, Мизулина пообещала обсудить с руководством МВД создание специализированных подразделений для борьбы с сектами. В ряде стран такие службы успешно работают.
По словам президента общественной организации «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» Александра Дворкина, секты не всегда носят религиозный характер.
— Они могут иметь признаки целительского культа, психокультуры, многоуровневого маркетинга «пирамид». К сожалению, на сегодняшний день такие организации не попадают под действие статьи 239 Уголовного кодекса, которая и является главным юридическим оружием для борьбы с сектами.
Кроме того, сейчас чаще всего ответственность несут члены секты, а не ее руководство, что позволяет им оставаться безнаказанными и продолжать свою деятельность. К сожалению, не закрываются секты и после того, как одно из региональных отделений прекращает свою деятельность по суду.
Заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского университета Лариса Астахова, не раз выступавшая в судах с экспертизой деятельности сект, считает, что нужно выделить в отдельную статью теологическую судебную экспертизу.
Кроме того, она отметила необходимость введения анонимности данных эксперта в суде, поскольку и сама пострадала от давления со стороны саентологов после отрицательной экспертизы в их адрес. Астахова считает, что необходимо создание независимого религиоведческого сообщества, которое исключило бы из своих рядов ангажированных экспертов, получавших финансовую и иную помощь от сектантов.
Как рассказала «Известиям» старший прокурор Генпрокуратуры России Жанна Николаева, сейчас закон не позволяет привлечь к ответственности не только явных сектантов, но и целителей-одиночек. А они, по сути, занимаются тем же, что и организованные секты. Да и сами пострадавшие не спешат жаловаться.
— Жертвы сектантов зачастую находятся под влиянием лидеров и не идут с заявлениями в полицию. Сейчас в ряде регионов получила распространение секта «Орда» (запрещена в РФ), тождественная псевдорелигиозному движению «Ата Жолы» («Путь предков») из Казахстана, — рассказала прокурор. — Деятельность этой секты уже запрещена в Курганской, Челябинской областях и Республике Башкортостан. Тем не менее за два года было подано только 46 заявлений в полицию, а до суда и вовсе дошло только семь дел.
Статья 239 УК не дает возможность осуществлять оперативно-разыскную деятельность в сектах. В данном случае необходимо такое же применение закона в статье о терроризме и экстремизме.
Жанна Николаева отметила, что в статье о сектах требуется предусмотреть и ответственность за отказ в помощи правоохранительным органам.
На вопрос, почему так мало дел доходят до суда, Жанна Николаева ответила, что правоохранители попадают в замкнутый круг, который не разорвется, пока не будет принуждения потерпевшего к экспертизе.
— Люди зачастую не видят связи между своим участием в секте и потерей работы, распадом семьи, финансовым крахом. А мы не можем без их согласия отправить их на экспертизу для оценки психического состояния.
Закон «О судебно-экспертной деятельности» находится в Государственной думе в стадии второго чтения с 2012 года. Его проект, по мнению представителя Генпрокуратуры, предусматривает достаточные механизмы для борьбы с сектами. Он же предусматривает создание реестра экспертов и их сертификации, что исключило бы ангажированность специалистов. В настоящее время создан технический комитет экспертизы и идет его стандартизация. В 2016 году закон вообще не обсуждался и непонятны его перспективы.
Жанна Николаева довольно пессимистически оценила перспективы принятия пакета законов о сектах.
— Когда он может быть принят? Боюсь, этого никто не знает, — сказала старший прокурор Генпрокуратуры.
На нашем сайте в новостной ленте регулярно публикуются сообщения о тех или иных достижениях организации, о людях, которые прошли курс социальной адаптации и благополучно вернулись к самостоятельной социальной жизни, об открытии новых центров в связи с необходимостью увеличения числа мест для подопечных, желающих получить благотворительную помощь. Но все положительные результаты, которые мы имеем, достигаются усердным, ежедневным трудом наших волонтёров, которые неустанно выполняют свои обязанности в различных городах и регионах страны, где действуют отделения МБОО «Твой Дом». Одно из важных видов деятельности волонтёров – это распространение информации об организации. Ведь, чтобы помочь людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, необходимо донести до них где и как они могут получить эту помощь.
Первым пунктом в информационной работе стоит печатная реклама. Она включает в себя объявления, визитные карточки, баннеры. Основная масса людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеют в сложившихся обстоятельствах доступа к интернету, а находясь в чужом городе, не имеют представления о местонахождении социальных служб и организаций, и у них нет возможности обратиться к знакомым или родственникам. Поэтому печатный плакат, вывеска или визитная карточка выполняют дня них роль указателя. Наши волонтёры ежедневно обходят места, где вероятней всего могут находится бездомные люди, или те, кто не может найти способ уехать в родной город и вынуждены ютится на вокзалах. Там представители МБОО «Твой Дом» размещают информацию с контактами центров социальной адаптации. В случае, если речь идёт о вокзалах и других общественных местах, реклама размещается по предварительному согласованию с администрацией. Также, по благословению православных священников объявления о деятельности организации могут находятся на информационных стендах Храмов, в которых духовно окармляются подопечные и руководители МБОО «Твой Дом». Кроме того, волонтёрам каждый день приходится делать рейды и искать возможность оставить информационные объявления, визитки и баннеры во всех районах города, что облегчает нуждающимся людям поиск нужной для них организации. Это кропотливый и очень важный труд для благотворительной деятельности. Ведь человек, оставшийся один на один со своими проблемами, приходит в отчаяние, а попавшая в его руги визитка может возродить в нём надежду и дать понять, что есть люди, которые могут оказать полноценную квалифицированную помощь.
И этой статьёй мы хотим выразить благодарность всем волонтёрам, которые трудятся ради общей альтруистической цели и несут надежду тем людям, которые сейчас испытывают отчаяние, но получив нужную информацию, узнают, что мир вокруг не жесток и не ужасен, и в нашем современном российском обществе есть много тех, кто протянет руку помощи ближнему.
По решению Священного Синода, принятом на заседании 15 июля этого года, в богослужебные последования включены особые прошения о людях, больных алкоголизмом и наркоманией, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, сообщает сайт Диакония ру.
«Святейший Патриарх Кирилл среди важнейших социальных проблем называет аборты, ведущие к распаду семьи, и алкогольную угрозу, – говорит настоятель храма Архангела Михаила в Талдоме (Московская область), руководитель Талдомского общества трезвости протоиерей Илья Шугаев. – Результатами этих проблем становятся низкая рождаемость и высокая смертность. Поэтому Церковь не может пройти мимо дела утверждения трезвости, поэтому так важно и возрождение в России Дня трезвости, и взаимодействие по этому вопросу с Министерством здравоохранения».
По словам священнослужителя, многие люди ошибочно считают, что Церковь одобряет алкоголь. «Часто нецерковные и малоцерковные люди думают, что если в богослужении используется вино, то значит, употребление алкоголя Церковью широко благословляется, – отметил руководитель Талдомского общества трезвости. – А некоторые вообще считают, что трезвенное воздержание не является христианской добродетелью. На самом деле из истории Церкви, предания, творений Святых Отцов мы знаем, что Церковь всегда стояла на утверждении трезвости. Вспомним Иоанна Предтечу – великого христианского святого, который был трезвенником, и многих других святых».
«Люди верующие должны показывать пример не умеренно пьющих, а ведущих полностью трезвый образ жизни, – добавил отец Илья. – Трезвость – это счастливое, естественное состояние человека, данное от младенчества, это не состояние уныния, а радость чистой, добродетельной жизни. Поэтому нужно не просто говорить людям о том, как плохо пить, – об этом и так все знают, – но собственной жизнью показывать, как хорошо не пить совсем. Не пить не потому, что ты сектант, язвенник или "завязавший" алкоголик, а просто от желания этой трезвой жизни, в которой есть искренняя радость, не связанная ни с каким омрачением ума».
На заседании Священного Синода 15 июля 2016 года (журнал № 69) были утверждены следующие тексты прошений о страждущих недугами пьянства и наркомании в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи для включения в богослужебные последования об избавлении от недугов пьянства и наркомании:
О еже призрети милостивно на рабов Своих, от недугов пьянства и наркомании душею и телом страждущих, и разрешити их от уз смертоносных страстей, Господу помолимся;
О еже избавити страждущия рабы Своя от пагубных страстей пьянства и наркомании и соблюсти их во спасительном страсе и чистоте, воздержании и правде, Господу помолимся;
О еже припасти им к Богу в покаянии и препобедити пагубные страсти, да причастницы благ вечных будут, Господу помолимся;
О сродницех их скорбящих, и о еже прияти молитвы их и воздыхания, Господу помолимся;
О избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В России действуют 279 проектов Русской Православной Церкви, в которых помощь получают алкоголезависимые и их родственники, в том числе более 50 реабилитационных центров.
О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.
Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.
Как известно, грех воняет.
Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:
– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.
– Чистая душа, – отвечаю я.
Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.
Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.
Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).
Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).
Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).
Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).
«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…
Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…
И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).
Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?
Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…
Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?”…
И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).
Отрок Даниил был очень разумен: он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. “По истечении же десяти дней лица их (тех, кто постился. – прот. О.С.) оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи” (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет».
Правила святых Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается». В Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов.
Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти».
Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?
Чревоугодию – пост;
пьянству – трезвение;
жадности – благотворительность;
лености – труд;
сластолюбию – неприхотливость;
блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть». Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд». Имеется в виду не только плотской, но и блуд ума. Неслучайно кришнаиты и харизматики в формате «Альфа-курс», прежде чем начать обработку новичков, сначала обильно их кормят. Похоже, что, когда работает желудок, разум отдыхает.
Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».
Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств
В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».
«Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа, Владычице Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души”».
Божия Матерь в акафисте называется способницей преодоления воздушных мытарств словами: «лествице Небесная, Еюже сниде Бог». Очевидно, что способствовавшая сошествию Бога на землю («Еюже сниде Бог») может и нам помочь взойти на Небеса. Она – «мосте, преводяй сущих от земли на Небо» – заботится о нас не только в этой, земной жизни, но «et in hora mortis nostrae» («и в час смерти нашей»).
Если вы хотите узнать больше о питании в Успенский пост, его традициях, смыслах и истории, то эта статья – специально для вас!
Через месяц после Петрова поста, 14 августа, начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.
История
Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что “Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас”.
Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (по старому стилю).
Смысл
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Питание в Успенский пост
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – “сварением пищи, но без елея”, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, “если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август”.
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая. Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.