Звонок по России бесплатный круглосуточно
Главная \ Новости \ День памяти Святителя Макария

День памяти Святителя Макария

« Назад

12.01.2019 12:17

Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых роди­телей и при крещении был наречен именем Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних.

B53E1B46-6E0E-4574-AEF8-8CAEC843C678 

Род его не от­ли­чался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия; сам святитель всегда поминал сре­ди них «инокиню Наталию, инока Акакия, инока Иоасафа, игумена Вассиана, архимандрита Кассиана, священноиерея Игнатия, инока Селивана и инока Макария». Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с име­нем Евфросиния.

Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей временный мир и посвятить себя на служение Богу; он поступил послушником в монастырь пре­подобного Пафнутия Бо­ровского. Весьма прослав­ленная была эта обитель с ее суровой аскетической жизнью и высокой духовной культурой. До Михаила здесь под­визались великие угодники Русской Церкви: препо­добные Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий, Левкий Волоколамский, Даниил Переяславский и Да­вид Серпуховской. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египет­ского , будущий святитель начинает свои первые мона­шеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания; приоб­щается к книж­ной мудрости русского ученого монашества; имея перед глазами иконы, писанные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием, при­обретает на­вык иконописания, столь пригодившейся ему впоследствии.

Это были долгие годы ежедневного монашеского труда и подвига. Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания. Так, в 1523 году инок Мака­рий, пройдя все духовные степени: чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 фев­­раля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митро­политом Даниилом в архимандриты в Лужецкий монастырь Рождества Пресвятой Бого­родицы, основанный прп. Ферапонтом Можайским. Так началось самостоятельное послушание Церкви будущего ее перво­иерарха.

Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей прежде почившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покро­вителя прп. Макария Египетского. Через всю жизнь пронес святитель Макарий любовь к своей обители, и, уже будучи митрополитом в Москве, он неоднократно просил царя отпустить его на «смиренное житие» в монастырь своего игуменства или в монастырь своего монашеского пострига.

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архи­ерейскую кафедру Московской митрополии — архиепископом Великого Новго­рода и Пскова. Хиротония святителя совершалась в Успенском соборе Мос­­ков­ского Кремля, и 29 июля того же года приехал архиепископ Макарий на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Новгородская кафедра, находившаяся столь дол­гое время без своего архипастыря, выглядела весьма неустроенной и непри­глядной. Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовав­ших с Новгородской землей северных народов.

Он неодно­кратно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский, получивший от святителя благослове­ние на проповедь среди язычников, благословенную грамоту, антиминс, священ­ные сосуды и книги, и преподобный Феодорит Коль­ский, рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке. Одновре­менно святитель заботился и о своей новгородской пастве. Он посылает иеромо­наха Илию в Вотскую пятину с повелением-грамотой разорять языческие требища, обряды и кропить все освященной водой. Эта его грамота поистине есть «памятник апостольских трудов Макария для распро­странения света Христова между оставшимися язычниками».

На второй год своего архиерейского служения (1528 г.) святитель Макарий, следуя уставу преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, а также испол­няя постановление Московского Собора 1503 года, предпринимает решение об устроении единообразного иноческого общежитийного устава всем новгород­ским монастырям.

Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает кафедральный Софийский собор новыми иконами (дополняет иконо­стас праотеческим рядом), новыми царскими вратами и богато украшен­ной заве­сой, а также устраивает искусной работы амвон. С внешней стороны на соборе были написаны образы Святой Троицы и Софии Премудрости Божией «на по­клонение всем православным христианам». Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, которые снабжались книгами, утварью и сосудами из мас­терских, учрежденных святителем.

Вопрос снабжения храмов книгами стоял перед архиепископом Мака­рием очень строго, ибо в то время в церковном быту существовало очень много раз­лич­ных житийных списков и их редакций. Святитель Макарий в 1529 году принимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьи-Миней. Этот труд у святителя занял 12 лет.

Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установле­нию памяти местно чтимых святых. По его благословению племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей Топорков работает над исправлением Синайского Па­терика, составляет Волоколамский Патерик и Хронограф. В период новгород­ско­го архипастырства по повелению святителя Макария составляется Новго­родский летописный свод, ведшийся из года в год при храме Святой Софии.

Получив еще в монастыре опыт иконописания и сам будучи «иконни­ком искусным», свт. Макарий поновляет великую святыню Новгородской зем­ли — икону Божией Матери «Знамение». В 1528 году «поновил святитель икону “Зна­мения” Пречистой, ибо от многа лет она обветшала сильно. После окончания работы проводил с честью сам преосвященный архиепископ Пречистую Бого­родицу с крестным ходом при стечении большого количества новгородцев в храм Пресвя­той Богородицы».

С великой заботой обращается святитель со своей паствой, одинаково от­но­сясь к бедным и богатым, малым и великим. Во время приключившихся в Ве­ликом Новгороде народных бедствий — мора и засухи — архиепископ созывает клир и сам служит молебны с чином омовения мощей и затем велит кропить водой в окрестностях. После этого мор прекратился. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает у молящихся деньги для выкупа соотечественников у татар, посылает великому князю часть свечи от мощей преподобного Варлаама Хутынского, чудесным образом возгоревшейся ночью, поет молебны по случаю победы над татарами. Таким житием он приобретает великую любовь у своих пасомых чад. Преподобный Александр Свирский, монастырь которого находился во владении святителя Макария, умирая, сказал братии: «Кого Бог восхочет, да архиепископ Макарий благословит, тот да будет вам игумен вместо меня».

В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Ко времени избрания святителя Макария на прес­тол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет.

После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было посетить места своего иноческого пострига, первых, еще юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства — Можайский Лужецкий монастырь. Много лет прошло со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель (1544 г.), это был уже убеленный годами и опытом владыка, архипастырь своего великого Мос­ковского государства.

Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Когда в 1547 году в России воцарился первый русский царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Ма­карию. Впервые это делал митрополит, ибо ранее венчание на царство в Гре­ческой Церкви совершал первоиерарх в сане патриарха. Вскоре царь Иоанн Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Иоанну Васильевичу о грядущей победе в брани. По возвраще­нии из похода в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он был воздвигнут как дар благода­рения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром.

В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать в неделю ваий торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Цер­ковь приоб­рела новую обширную епархию. Встречая царя из похода, митропо­лит радуется о победе, «ибо казанцы всегда неповинно проливают кровь христианскую и оскверняют и разоряют святые Божии церкви, православных христиан в плен расхищая и рассеивая по всему лицу земли».

Теперь забота святителя охватывает всех людей обширного Русского госу­дарства. Так, когда случились бедствия в новооснованном городе Свияжске, митропо­лит на вопрос царя, как помочь беде, отвечает: «Не скорби, царь, но упо­вай на Бога. Да принесутся мощи всех святых в церковь соборную, да совершится над ними служба и освятится сливанием с них вода, да пошлется тобою, государем, по нашему смирению через священников на Свиягу к Пре­чистой, честнаго Ея Рож­дества церкви и по всем церквам, да также молебные службы пусть освятят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей осенят крестом и водою окропят, да утолит Христос молитвами святых Его праведный Свой гнев. А к живущим в городе послать поучение, чтобы, если в чем согрешили как человецы, вскоре удалились от злоб своих; так и царю и всем нам подобает по заповедям Христовым быть, да не прогневаем Владыки своего, ибо страшно есть впасть в руки Бога Живаго». Освященную таким обра­зом воду послали в 1552 году в Свияжск, где вскоре болезнь прекратилась. Так же освящает воду святитель Макарий и в 1558 году, отсылая ее в Новгород по случаю наступившего там голода.

Все годы пребывания на митрополии святителя Макария ознаменованы бурной деятельностью, как устроителя всех сфер русской церковной и культур­ной жиз­ни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиогра­фии, канонизации святых, иконографии, вопросы церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Наш Телефон:
Яндекс.Метрика