Звонок по России бесплатный круглосуточно
Главная \ Блог \ Доклад митрополита НИКОНА

Доклад митрополита НИКОНА

« Назад

10.04.2015 08:11

Доклад митрополита НИКОНА на заседании МДГ ГД РФ по профилактике алкоголизма и наркомании

"Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых".

mn20_10

Уважаемые участники заседания!

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют более 60-ти православных реабилитационных центров, два из которых находятся в Республике Башкортостан. В этом году должна в полной мере заработать единая сеть церковных реабилитационных структур, что будет способствовать повышению качества церковной помощи наркозависимым.

Наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей.

Церковь свидетельствует, что употребление наркотика является грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей.

Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

Формирующаяся зависимость часто толкает человека на совершение других греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек может совершить такие преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится звеном в цепочке преступного бизнеса.

На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить наркотизацию. Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких, также является грехом.

Наркомания — это проблема не только отдельного человека, но и его близких. Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами семейной жизни, такими как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В то же время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов.

Широкое распространение наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества — усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров.

Наркомания — это грех, но вместе с тем наркоман — это и больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию есть необходимое условие успеха реабилитационного процесса. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков, участвуя в процессе исцеления в качестве соработников Божиих.

Сегодня во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса.

Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех.

Показателем успеха реабилитации с точки зрения Церкви наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.

Помимо реабилитации и ресоциализации наркозависимых Церковь активно занимается профилактикой зависимостей. Это и создание православных молодежных организаций, скаутских движений, летних лагерей; проведение лекций, бесед, профилактических мероприятий в учебных заведениях и подростковых клубах; организация антинаркотических, антиалкогольных акций, досуговых и спортивных мероприятий и многое другое.

Развивая социальное служение в этой сфере, Русская Православная Церковьне не может оставаться равнодушной и к выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия наркотической угрозе.

В 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа "Противодействие незаконному обороту наркотиков", которая предусматривает создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации.

Разработан проект "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации".

На этом фоне вызывает тревогу ежегодное увеличение во всех субъектах Российской Федерации числа так называемых "реабилитационных" центров для наркопотребителей, созданных и динамично развивающихся при поддержке нетрадиционных религиозных движений, особенно неопятидесятнического (харизматического) толка.

До нас доходит информация, что некоторые учреждения на самом деле занимаются не реабилитационной, а профессиональной прозелитической деятельностью, вербуя в свои ряды под прикрытием реализации реабилитационных программ химически зависимых лиц, в дальнейшем используя их в качестве боевиков "цветных" революций. Выходящие из их рядов лидеры, обученные навыкам манипуляции сознания адептов, используют в своей практике элементы нейролингвистического программирования, суггестивные методы воздействия на психику, ряд других психотехник. На общенациональном уровне они создают сетевые структуры, скрывающие свою псевдорелигиозную деструктивную сущность.

Такие "реабилитационные" проекты регистрируются в государственных органах юстиции как общественные организации, не имеющие религиозного и геополитического подтекста. При этом они опосредованно, через адептов связанных с ними нетрадиционных религиозных движений, находящихся на руководящих постах этих благотворительных фондов, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и т.п., подчинены своим "пастырям". Те, в свою очередь, управляются западными партнерами.

Акцент в развитии сетей нетрадиционного религиозного движения неопятидесятнического толка сделан на поддержке создания региональных структурных подразделений, функционирующих под прикрытием идеи социальной реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.

Сегодня количество подобных структур в виде на первый взгляд разрозненных учреждений, на самом деле объединенных в сеть единых по духу, целям и задачам неправительственных организаций, чрезвычайно велико. При этом они практически неподконтрольны государственным надзорным службам.

Анализ, проведенный территориальными органами ФСКН России, показал, что из всех действующих негосударственных реабилитационных центров, примерно треть имеют положительную репутацию. Причинами такой ситуации является отсутствие единых требований к организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации, а также механизмов контроля качества услуг, предоставляемых негосударственными организациями в данной сфере. Указанное приводит к тому, что многие из негосударственных реабилитационных центров используют весьма сомнительные реабилитационные программы и методики, а порой и вовсе обходятся без них.

В соответствии с приказом Минздрава от 2003 года реабилитация – это совокупность медицинских, психологических, социальных, образовательных, трудовых мер, направленных на восстановление физического, психического состояния пациента. Основная задача качественной программы реабилитации – возвращение человека в общество, его ресоциализация. Ресоциализация, в отличие от индоктринации, вербовки новых адептов в секту, ставит целью возвращение человека в общество, а не пребывание его неопределенное количество времени в замкнутой, обособленной от общества системе, группе, исповедующей некие принципы, нередко противоречащие нормам человеческого общежития.

Мы должны получить на выходе человека, вернувшегося в свою семью, а не создавшего новую в своей замкнутой сектантской группировке. Человека, которыей будет исповедовать традиционные духовные ценности России, российские культурные традиции, знать, чтить, хранить и передавать потомкам историю своей страны и станет патриотом своего Отечества.

Если мы посмотрим внимательно статистику какой-либо неопятидесятнической организации, их много с очень разными названиями, то более 80 процентов их рабилитантов остаются после реабилитации у них или в их дочерних «светских» структурах внутри организации.

Это очень важный критерий – кто вернулся в социум через год, через два, через три. Если он соучаствует в медиапроектах, творческих группах, коммерческих ответвлениях реабилитировавшей его организации, и всю оставшуюся жизнь живет для этой организации, то какая же это ресоциализация? Это самая настоящая вербовка.

Необходимо ввести критерии оценки реабилитационных центров, которые исключали или хотя бы затрудняли участие в социальной реабилитации организаций проповедующих религиозный фундаментализм и представляющих тоталитарные деструктивные культы и нетрадиционные религиозные движения. А также критерии, которые предписывают выявление организаций скрывающих факты религиозной деятельности под фасадом общественных организаций.

Сегодня фактически нет ни одного сектантского образования, которое не занималось бы т.н. «реабилитацией и ресоциализацией» наркозависимых. Под декларацией различных гуманистических, альтруистических и других лозунгов данные организации решают свою главную задачу – получение легких денег.

Деньги можно получить в первую очередь с родственников наркоманов, либо посредством эксплуатации труда наркозависимых, либо через привлечение благотворителей, бизнес сообществ, участия в грантах. Причем в данных организациях по факту полностью отсутствует какая-либо реабилитационная программа, и специалисты – профессионалы в этой области.

Для многих экспертов уже является бесспорным фактом, что выпускники "реабилитационных программ" таких организаций, пройдя соответствующее обучение на дополнительных курсах, расщепляют национальное самосознание нашей молодёжи, извращают её духовный мир и душевное устройство. Готовят завербованных таким образом адептов к участию в изменении политического строя и традиционного религиозного уклада нашей страны.

Если говорить о тоталитарных сектах, то это, безусловно, глобальный, геополитический проект. Поэтому мы не можем говорить даже о какой-то отдельной секте. Весь спектр тоталитарных, деструктивных сект, т. н. «новых религиозных движений» – это глобальный проект по разрушению нашей ментальности, нашей культуры.

Кроме того, сегодня созданы и управленческие рычаги в виде крупных политически ангажированных союзов, стремящихся продвинуть своих представителей и лоббистов на уровень Государственной думы Российской Федерации, министерства здравоохранения. Их идеи одолевают умы и сердца не готовых к столь агрессивному вторжению политиков и чиновников, врачей-наркологов, некоторых общественных и даже религиозных деятелей.

Поэтому кроме принятия критериев, которые могли бы быть своеобразным фильтром предотвращающим возможность данным организациям развиваться и наращивать свое влияния на Российской земле, нам необходимо при участии Церкви, общества и Государства, развивать альтернативное молодежное общероссийское движение, путем создания различных объединений в т.ч. и противонаркотических.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с министерствами и ведомствами в противостоянии наркоугрозе, и воспитании нашей молодежи.

Благодарю за внимание.



Наш Телефон:
Яндекс.Метрика