Пред.
След.
  •  
  •  
  •  
Главная \ Секты

Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.

Библия, Послание к Галатам Святого Апостола Павла гл.6:9

Секты

Как распознать секту? Часть первая.

10 признаков, которые должны насторожить.

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1.Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Безумие на продажу.

Беседа о сектах с бывшим сектантом

 

Случается, что в поисках решения тяжелых и сложных житейских проблем человек обращается за поддержкой к «высшим силам». В поисках духовной опоры наши не слишком религиозно просвещенные сограждане нередко оказываются в духовном плену у «собратьев сатаны». Астрологи, «потомственные гадалки», чародеи, экстрасенсы, вызыватели и заклинатели духов – кто только не сулит сверхъестественные знания и силу! Но не надо забывать, что Библия и святые отцы Православной Церкви категорически запрещают общение с темными силами. Потому что они завлекают в погибель. Оккультные занятия очень опасны – и тем опаснее, чем кажутся заманчивей.

На Алтае, к примеру, хорошо известна история студента одного вуза, который в компании своих однокашников начал увлеченно штудировать тексты эзотерических книг, свободно продающихся в книжных магазинах. Используя рекомендации вавилонских «Тайных медитаций зиккурата», древнееврейской Каббалы и древнеегипетской «Книги мертвых», друзья придумали тайную азбуку и секретные символы. Игра продолжалась более года, и ее итог был печален. Приятелям нашего героя сильно повезло. Они, видимо, имели более крепкую нервную систему, что помогло им «проскочить» психическую зависимость, а юноша «заигрался». Вошел в роль и ныне почти всё время говорит о том, что он духовный наследник главного жреца Снехту, 4000 лет назад обучавшего фараона Хеопса наукам постижения тонких материй, а потому для него прошлое, настоящее и будущее – открытая книга. Врачи диагностировали у юноши грозное психическое заболевание…

У людей эмоциональных и житейски незрелых легко срабатывает механизм внушения. На этом строится пропагандистская работа во всех без исключения сектах.

На эту тему я беседовал с молодым барнаульцем, занимавшимся духовными практиками в одной из тоталитарных сект краевого центра и с большим трудом сумевшим вырваться из ее жестких объятий. Он, филолог по образованию, несколько лет назад пережил тяжелый душевный кризис, связанный с неразделенной любовью и потерей работы. Пытался пить, но водка у него «не шла», а черный камень, лежавший на сердце, становился всё тяжелее. И обратил тогда молодой человек свой взор на обещавший духовный покой курс психо-эмоциональной релаксации с влекущим экзотическим названием «Свет Баротонга», в котором ему слышался шелест зеленых пальм, гул прозрачных водопадов и виделись белоснежные вершины Гималайских гор.

Однако мистический туман, в который он погрузился со всей страстью своей нерастраченной нежности, обещанной умиротворенности ему не принес. Всё же время духовных блужданий для него не прошло зря. Ища выход из духовного тупика, он начал читать Библию. И ныне, порвав всякие связи с оккультизмом, считает, что только Священное Писание дает надежную и истинную информацию о сверхъестественном. Затем у него появилась цель в жизни и работа по ее осуществлению. Он крестился в православном храме и принялся писать книгу. Она уже закончена в черновом варианте, ее рабочее название – «Чужие боги на сибирской земле».

Материал он собрал прелюбопытнейший. Преждевременная реклама книги, по его мнению, принесет ей больше вреда, чем пользы. Особенно лично автору, так как сектанты мстительны и злопамятны. Именно поэтому я не называю его имени.

Только на этих условиях он согласился ответить на несколько вопросов, связанных с его трудом, который выйдет в свет осенью этого года.

– Каков характерный облик потенциального сектанта?

– В основном это молодые горожане, хорошо начитанные люди, не старше или чуть старше 20 лет.

Немало и женщин среднего возраста с высоким уровнем образования. Есть среди них врачи, учителя, работники культуры и предприниматели.

– Ты говоришь, что в Сибири более полусотни сект разного толка. Некоторые из них подпольные в буквальном смысле этого слова. Как ты их разыскивал?

– По-разному. Зачастую в поисках материала для будущей книги мне помогали, разочаровавшись в своих духовных наставниках, сами сектанты.

Иногда – случай. Как-то раз мне удалось завязать контакт с одним из членов секты «Дважды рожденная Кали». Кали – это одна из самых страшных и свирепых богинь в индийском пантеоне. На ее шее красуется ожерелье из блестящих человеческих черепов, а множество рук держат беломраморные чаши с красной дымящейся кровью. Так она выглядит на рисунках. Словом, мороз по коже. В жизни же, как всегда, всё гораздо проще, часто просто смешно, а нередко – на грани клинического сумасшествия.

Однажды по телефону мне назначили встречу в уютном кафе, недалеко от площади Октября. Там меня ждал крупный мужчина с мешковатым лицом. После взаимных приветствий заунывным голосом он заученно изложил суть проблемы. В джунглях Индии умирает племя фархагов, людей истинной веры, которые лишены возможности продолжать свой род. Они владеют древними технологиями производства лекарства, помогающего вернуть детородную функцию, но приготовить его не могут, так как для того, чтобы оно стало чудодейственным, необходимы сушеные северные лягушки. Поэтому к их алтайским единоверцам, поклонникам могущественной богини, они направили своего посланца, передав с ним просьбу о помощи. Посланец остался на Алтае, чтобы собрать средства на организацию своеобразной аквафермы – небольшого озера или пруда для выращивания земноводных. Раз в полгода будет прилетать чартерный самолет из Калькутты и забирать цистерны с выращенными лягушками.

Мой собеседник, считавший это дело очень полезным и крайне выгодным, предложил мне помочь в его реализации. Я пообещал обдумать его предложение и позвонить как-нибудь в следующий раз, но обещания своего до сих пор не сдержал.

– А когда ты особенно остро почувствовал отвращение к сектантам и сектам?

– Три года назад. Я был на собрании небольшой секты «Псы Люцифера», проходившем в одной из частных квартир на проспекте Строителей. Чтение текстов гробовых заклятий и чернокнижных заговоров перемежалось обильными возлияниями и прочим, о чем мне не хочется говорить. В разгар бесовского веселья один из его участников, кстати студент Новосибирской консерватории, напялив на себя ядовито-зеленую резиновую шкуру крокодила и ударив по клавишам перепончатыми лапами, гнусаво, но на мотив церковного псалма, затянул непристойную песню. Тут я не выдержал. Схватил стоящую рядом у стены гитару, что было сил огрел окаянного певца по голове и выскочил из этого вертепа на ночную зимнюю улицу.

– С моей точки зрения, одна из главных опасностей, исходящих от тоталитарной секты, в том, что, примкнув к ней однажды, человек не может ее покинуть по собственной воле.

– Почему не может? – Может. Но сопряжено это с немалыми трудностями. Ведь для того, чтобы удержать человека в секте, используется множество способов. Например, кроме разных форм психологического принуждения, некоторые секты стараются переженить своих приверженцев. Правда, у нас на Алтае это не получило широкого распространения. По крайней мере мне известны только четыре подобных факта. Однако в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Омске счет идет на многие десятки. В целом по России существует не менее 2000 брачных пар, соединенных той или иной сектой.

– Есть ли среди сект такие, чьи уставы предполагают те или иные криминальные эксцессы?

– Да, есть. Например «Универсальное Белое братство» (не путать с «Белым Братством» Марии Цвигун). В Барнауле, по моим сведениям, у них на сегодняшний день не более 20 сторонников. Эта секта была основана в 1938 году в Румынии неким «святым Михаилом архангелом». К 1950 году она стала одной из самых многочисленных в Европе. Ее адепты уверяли уставших от войны людей, что стараниями «учителя» Михаила на земле установилось тысячелетие мира, любви и радости.

Правда, полиция Бухареста не особенно верила сторонникам новоявленного «пророка», так как в самом начале 1940-х годов она отправила его за решетку за то, что он уже тогда начал отмечать наступление эры любви своеобразными массовыми увеселениями, позволяя себе и своим приближенным известного рода вольности, потянувшие на 14 лет тюремного заключения. Однако через два года его освободили, так как он отличался примерным поведением и исцелял заключенных и их охранников от самых разных заболеваний. Сразу после его выхода из тюрьмы, с интервалом в один месяц, румынские газеты сообщили о двух загадочных преступлениях. Оставив записку с просьбой никого не винить в ее смерти на дверях столичного оперного театра, повесилась молодая девушка, родители которой были известные в стране люди. В парке, недалеко от места самоубийства, нашли еще одну жертву. Ею была тоже молодая девушка, которая, по ее словам, ослепила сама себя серной кислотой в наказание за то, что не верила в «божественную миссию святого архангела Михаила».

Не думаю, что его алтайские последователи способны на столь варварские дела, но на организацию развратных оргий они весьма горазды.

– Известны ли тебе другие случаи самоубийств?

– На Алтае – нет. Если не считать сектантов-наркоманов. Но здесь почти невозможно провести разделительную черту между злоупотреблением наркотиками и психологическим давлением руководителей сект. В соседнем Кузбассе несколько лет назад были обнаружены тела двух наркоманов – активных членов секты «Дети божьи». Оба были задушены, их ребра сломаны. Происшествие это совпало с периодом, когда их секта распространяла листовки, содержавшие такой вот призыв: «О, господи, задуши нас своей любовью. Мы должны быть раздавлены, чтобы вновь возродиться в тебе». Следователи небезосновательно полагали, что совершено ритуальное убийство, однако доказать ничего не удалось.

– Какую роль играют деньги в деятельности сект?

– Главную. Потому что членов секты можно использовать для разных работ и облагать любыми поборами.

– Правда ли, что молодых девушек заставляют заниматься проституцией?

– Само это слово никогда не употребляется. Но многим «божьим дочерям» вменяется в обязанность «быть веселыми рыбками». Так именуется проституция в сектах «Миссия вечного блаженства», «Семья христовых невест», «Небесная благодать», «Галилейское сообщество» и многих других. Причем деньги от этого занятия поступают «духовным наставникам» сектантов. А совсем недавно «веселые рыбки» создали свою, чисто женскую секту «Отшельницы Ак-Кема» (Ак-Кем – озеро у подножия горы Белухи в Горном Алтае). Их идеи представляют собой причудливую смесь христианства, йоги и Камасутры. Свои отношения с мужчинами они рассматривают как «божественное единение духа и плоти». Представители сильного пола, не посвященные в таинства их мировоззрения, должны щедро оплачивать свое обучение новой философии, проходящее на фоне девственной природы.

Несмотря на очень высокую плату, взимаемую ак-кемскими отшельницами за полный курс освоения теории и практики их секретной доктрины, от желающих стать их «учениками» нет отбоя. Поэтому ими становятся только состоятельные люди после тщательного отбора, который ведет сама Лакшми Махарани. В миру, как мне удалось выяснить, она хозяйка одного из новосибирских салонов красоты…

– Можно ли считать, что секты представляют собой прежде всего финансовые предприятия?

– Да. Я уже говорил, что все они без исключения придают первостепенное значение денежной прибыли.

– Члены некоторых сект отказываются от медицинской помощи. Этим они ставят под угрозу свою собственную жизнь и жизнь своих детей. Как, по твоему мнению, с этим бороться?

– Очень сложно. Частичный или полный отказ от медицинской помощи, не говоря уже о собственных попытках исцеления больных, приводит к трагедиям, особенно когда это касается детей. Самый отвратительный пример этого показала «Всеобщая христианская церковь», руководимая бывшим зоотехником Петром Ругиным, именующим себя не иначе, как «бог-отец».

Его сторонников у нас на Алтае сейчас уже нет, но в Новосибирской и Томской областях он еще кое-где сохраняет свое влияние. Идеи Петра Ругина – это сплошная чушь, не заслуживающая никакого внимания. Гораздо хуже, что он запрещает своим последователям обращаться к врачам, помощь которых якобы умерщвляет душу.

Четыре года назад в томской деревне Осиновка умер ребенок – жертва этого запрета. Родители его были охвачены глубокой скорбью, но не из-за смерти ребенка, которому, несмотря на тяжелую болезнь, они не давали никаких лекарств и к которому не вызывали врача. Они только твердили, что мальчик умер за их грехи и маловерие.

– И последний вопрос. Какую из известных тебе сект ты считаешь самой безумной?

– На этот вопрос трудно ответить, потому что определенная доля сумасшествия присуща учениям всех сект.

Пожалуй, особенный интерес у психиатров, кроме уже упоминаемой в начале нашего разговора секты богини Кали, должна вызвать довольно многочисленная секта «Божественный ветер». В нее в основном входят представители творческой интеллигенции, по каким-то причинам не нашедшие применения своим силам в сфере профессиональной деятельности.

«Божественный ветер» исповедует выстроенную на основе идей «Свидетелей Иеговы» совершенно бредовую философию, состоящую из смеси американского фэнтези и культа древнеегипетского бога Осириса. Так же, как и «Свидетели Иеговы», они убеждены в скором конце света. Члены этой секты всерьез уверяли меня в том, что через пару лет на Землю прилетят 12 тысяч летающих тарелок на 12 мест каждая. Они возьмут на борт 144 тысячи тех, кто заранее вступил с ними в контакт, и увезут их на свою планету Сингтун, находящуюся в созвездии Волосы Вероники. Там эти люди проведут тысячу лет в ожидании того времени, когда опустошенная и загрязненная Земля вновь вернет себе прежний облик, то есть станет экологически чистой. Тогда сингтунцы, предварительно подарив счастливым избранникам-землянам бессмертие, вернут их из глубин космоса на родную планету.

По материалам интернет газеты Православие.ru

СЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом:

  1. Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России — баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно эти конфессии были распространены вопределенных этнических групп — немцев, поляков, литовцев и др. общин. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической (Прозелитизм — привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин. -прим. сост.) деятельностью среди православных.
  2. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет», корейские протестантские секты, «Семья». Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от адептов (Адепт — последователь, приверженец какого-либо учения (в данной проблеме используется также аналогичное понятие — культист)) зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют.
  3. Секты, претендующие на обладание «новым откровением» — мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», Белое братство, «Богородичный центр», движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм.
  4. Учения и секты из движения New Age («Новая эра», «Век водолея»), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы — кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика», «нарконон», «криминон» и т. д.), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», валеология, "Троянова тропа«и др. В настоящее время наблюдается процесс объединения и консолидации различных участников движения «Новая Эра», примером чего может служить возникновение в Новосибирске объединений типа ассоциации «Колыбель Сибири» или «Новосибирского комитета миротворчества».
  5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок-концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз «делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.

По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово «секта» означает нечто отделенное от целого. В современном мире секта — это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор Кип Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели «живой этики» Рерихи считали себя теми исключительными личностями, которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества «сожалели» как о «двуногих животных». Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви — вот определяющее качество секты. Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, «чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию». Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями — господствовать над душами людей. Уже не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами. Такое господство намного мощнее любого другого принуждения, физического или экономического, ведь человек, отдавший свою душу «учителю», «гуру», подчиняется уже не корысти ради, и не за страх, но за совесть.

Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение — это результат какой-тодуховной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.

Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками:

  1. Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг — это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и.назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» — секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» — мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» — рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» — секта Муна, «психологический тренинг, разрешение проблем общения» — секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» — секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» — секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.
  2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг — следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально «забутербродить» вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.
  3. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение — одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты — оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя — «христом», то есть с точки зрения христианства — антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского», если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.
  4. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров — вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
  5. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая», чем истины всех прочих, особенно же — традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения», видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения», объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина — именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину — безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу».) Основатели сект — люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т. Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное», мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.
  6. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.
  7. Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
  8. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.
  9. Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков — кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь — неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя). Следует извлечь урок из истории и обратиться к традиционным духовным ценностям.

Для армии такое обращение уже началось. Заключен договор между Министерством обороны РФ и Московской Патриархией, в воинских частях строятся войсковые храмы, священники приезжают к воинам, выполняющим боевые задачи в «горячих точках».

Но также наблюдаются попытки оказать влияние на различные структуры министерства обороны со стороны многих сект. Отметим наиболее активные из них. Это «церковь объединения» (движение Муна), «Богородичный центр», «церковь завета», христианская миссия «семья» («дети бога»), «свидетели Иеговы», «церковь сайентологии» (Л. Рона Хабарда), некоторые восточные культы.

Офицерам, в подчинении которых находятся солдаты, сегодня необходима среди всего прочего также и религиозная грамотность, знание истории и вероучения мировых религий, их значения в судьбах нашего Отечества. Необходимо владение информацией о сектах и культах, которые хотели бы подчинить своему влиянию «человека с ружьем», и с адептами которых офицеры могут столкнуться в своей служебной деятельности.

Часть вторая.

л 

Президент «Российской ассоциации центров изучения религий и сект» Александр Дворкин в беседе с НСН заявил, что запрещенные накануне «Свидетели Иеговы» — не самая опасная из действующих на территории России сект. 

«Свидетели Иеговы" – первый стервятник, первая организация, которую ликвидировал Минюст. Есть секты гораздо более жесткие, чем "Свидетели Иеговы", хотя и их белыми и пушистыми никак не назовешь. Существуют та же сайентология, неопятидесятники, неоязычники с нацистским уклоном. Криминальная история "Общества сознания Кришны" вообще заставит тихо стоять в уголке любую мафиозную структуру. Чего у них только не было: торговля наркотиками и оружием, убийства, мошенничество в особо крупных размерах. Это очень жестко воздействующая на личность организация, где благо секты -  высшее благо и высшая нравственность. И если для ее блага требуется нарушить закон, члены секты, не раздумывая, это сделают», - заявил Александр Дворкин.

Тем не менее, полагает эксперт, организация «Свидетели Иеговы» своей деятельностью угрожала жизням людей, правда, не посторонним, а самим членам секты.

«Свидетели Иеговы" имеет досье на каждого своего члена.  Организация следит за участниками и собирает на каждого информацию, все, что нарушает права членов. Это тоже является экстремизмом. Экстремизм бывает двоякий. Один направлен наружу – это терроризм. А другой направлен вовнутрь, на членов самой секты, и нарушает гражданские права. В данном случае мы имеем дело с экстремизмом второго типа. Одна из причин запрета – отказ от переливания крови – достаточно серьезная вещь. Есть даже целое виртуальное кладбище "Свидетелей Иеговы" в Интернете. Там те, кто погиб в результате этого запрета. Особенно это касается детей. Когда родители под давлением секты запрещают врачам переливать детям кровь,  и дети погибают. В России  тоже есть такие трагедии. Этот отказ ставит под угрозу здоровье и жизнь членов организации. Ведь выбор делают не они, выбор навязан сектой», — пояснил он.

Напомним, 23 марта деятельность «Свидетелей Иеговы» была приостановлена Минюстом. Позже решением Верховного суда России деятельность данной организации была признана экстремистской. 

О роли сект в войне на Донбассе

Поводом для написания данной статьи стали события в промышленном Алчевске, что в ЛНР, где местная ячейка пресловутых «Свидетелей Иеговы» откровенно работала на СБУ и украинских неонацистов.

Сегодня, после трех лет непрекращающейся гражданской войны, есть смысл рассмотреть, какую роль играют «Свидетели Иеговы» и протестантские (прежде всего неопротестантские) организации в этом кровавом противостоянии.

В не столь далекие годы, когда «Бога разрешили», стали открываться храмы, и в ликбезах разной важности и значимости потребовали проводить так называемые «уроки духовности», зашел я в наш ровеньковский горный техникум. В кабинете у завуча в шкафу рядом с Библией стояли адвентистские брошюрки, журналы «Свидетелей» «Сторожевая башня», книги «целителя» Аксенова и протестантские книжицы из «Слова Жизни». На мой недоуменный вопрос был получен исчерпывающий ответ о многообразии вер и исповеданий, а также громогласное: Бог один! Один-то Он один, но сущность данных религиозных объединений к Богу никакого отношения не имеет, Церковью их называть никак нельзя по массе причин, которые в эти три последних года гражданской войны полностью определились и даже материализовались.

Практически все наши харизматы и неопятидесятники («Слово Жизни» и иже с ними) активно воют против тех, кого они не столь давно правдами и неправдами к себе затаскивали, кого учили прыгать и петь «Аллилуйя», кому обещали денежные потоки и полное материальное благополучие, если они будут жить по принципам данной секты.

Неудивительно, что так называемое «АТО», то бишь гражданскую войну на Украине начал пастор неопротестантского объединения – Турчинов. Именно он соединил сектантское понятие «христианской миссии» с обстрелами и бомбежками мирного Донбасса. Пред нами современный вариант средневековой Варфоломеевской ночи, когда прикрываясь именем Христа, была устроена резня во Франции.

Сегодня практически все протестантские объединения, за исключением части консервативных и аполитичных баптистов, на стороне так называемого «европейского выбора» и за полный разрыв отношений с Россией.

Это понятно. Отцы-основатели и хозяева данных сект – на Западе. Оттуда литература, оттуда «указивки» и денежные перечисления. Сектантский протестантизм всегда отличался откровенными политическими пристрастиями, они поддерживали и будут поддерживать всё и вся, для кого наши традиции и наша вековая вера православная является определяющей в духовной жизни.

Помню, как в поселке Валентиновка, в наших шахтерских Ровеньках, лидер «Слова Жизни» Сергей Журавлев прирезал к своей «церкви» приличный кусок земли, расширив на несколько соток участок бывшей инфекционной больницы. На вопрос пришедших работников исполкома о том, на каком основании забрана земля, пастор ничтоже сумняшеся заявил, что он утром посоветовался с Богом, и Господь дал ему добро.

В наших органах власти не понимали, что в городе, который был основан православными людьми и где в подавляющем большинстве живут православные, поддержка многообразных вероисповеданий есть роспись в собственной духовной безграмотности. Промыслом Божьим, места сектантских сборищ стали знаковыми. «Слово Жизни» расположилось в бывшей инфекционной больнице, а «Свидетели Иеговы» построили свой «зал царств» у стен новой инфекционки. «Бог шельму метит» – говорит русская пословица, беда только в том, что дизентерию, гепатит и прочую телесную заразу вылечить можно, а вот духовное помешательство очень часто вещь неизлечимая.

Особый духовный вред исходил и исходит от приверженцев американской сектантской группировки (центр ее в Бруклине) «Свидетели Иеговы», адептов которой каждый наш горожанин обязательно встречал и которые частенько напрашивались в гости с предложением «поговорить о Боге».

«Толерантность – это добродетель людей, ни во что не верящих» Г.К. Честертон

Этих настырных «тетенек», любительниц мексиканских сериалов, с журналами «Пробудись» и «Сторожевая башня» мы воспринимали как досадное недоразумение и благосклонно их прощали исходя из русского принципа «что возьмёшь с убогого?». Не только прощали, но иногда, боясь огорчить, и выслушивали. Результат этой привитой нам «толерантности» проявился четко и определенно в эти дни, когда мы живем в условиях неутихающей гражданской войны.

Распространение «Свидетелями» фашистских листовок, откровенная агитация за тех, кто уже третий год разрушает Донбасс, убивает наших прихожан, призывы к сотрудничеству с карательными органами Украины стали наглядным подтверждением сущности данной секты.

«Свидетели Иеговы» имеют жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно эта всемирная организация управляется руководящей корпорацией, находящейся в Бруклине (США) и ее уполномоченными представителями в крупных зонах, которые руководят комитетами филиалов. Им, в свою очередь, подчинены надзиратели в областях, тем – надзиратели в районах, тем – старейшины в собраниях и рядовые члены. Секта утверждает, что руководящую корпорацию возглавляет непосредственно Бог. Везде жестко действует принцип «Кто противоречит руководству, тот работает на сатану» и многочисленные запреты. Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчеты о деятельности и передаются вверх по инстанциям.

Более того, эта секта ведет тотальный учет всех жителей районов, в которых она действует. Учитываются сведения об установочных данных жильцов, времени их проживания в квартирах, здоровье и интересах. Именно поэтому «Свидетели» всегда вызывали интерес у разведывательных органов стран, которые рассматривали и рассматривают страны с православным исповеданием как потенциального противника.

Противоправная деятельность «Свидетелей» заключается в следующем: в нарушении права на свободу и независимость человеческой личности; в разрушении основ государственности, культуры, морали общества и менталитета русского народа; в поддержании религиозной ненависти и вражды ко всем, не признающим веру секты.

Неудивительно, что многие адепты секты имеют проблемы со здоровьем (особенно психическим), а также являются источником разрушения семейных и родственных отношений.

Говорить о догматике и богословии «Свидетелей», их образе и методике исповедания Бога – нет смысла. Богословия там нет как такового. Господь Иисус Христос отвергается, Богородица не признается, основа «исповедания» излагается в тезисах журналов и указаний из США.

Россия запретила у себя данную американскую секту. Мы, как всегда, запаздываем, не предполагая, что за словами и делами «СИ» кроются вражда, презрение, угроза и человеконенавистничество. Результат налицо – сотрудничество и помощь карателям.

г. Ровеньки, ЛНР