Главная \ Наш блог

Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.

Библия, Послание к Галатам Святого Апостола Павла гл.6:9

Наш блог

Пункт об обязательном тестировании на наркотики стоит прописывать в трудовом договоре. Об этом предложении и о том, что ещё нужно сделать, чтобы эффективно бороться с наркоманией в России, корреспонденту «Парламентской газеты» рассказал главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн.
 
– В России появилась новая площадка для координации власти и общества – Совет по профилактике наркомании в России при Совете Федерации. Каков, на ваш взгляд, главный итог его первого заседания?
 
– Если посмотреть на резолюцию, которая была принята, то мы увидим целый ряд практических предложений, касающихся профилактики наркомании на рабочих местах, проблем добровольной госпитализации пациентов в особых состояниях сознания и многих других. Старт получился очень хорошим!
 
– От вас прозвучало предложение ввести обязательную проверку на употребление наркотиков на рабочих местах. Как оно может быть реализовано?
 
– Думаю, нужно прописать это законодательно. Пока мы не мотивируем работодателя к такой работе, пока он не почувствует к этому интерес, мы мало что получим. А главное – дать возможность администрациям и профсоюзам прописывать этот пункт о тестировании в трудовых соглашениях. Когда тестирование ввели в школах и вузах, сразу показатели наркотизации учебных учреждений пошли на убыль. То же самое мы можем ожидать на рабочих местах. Причём это касается не только наркотиков, но и алкоголя – до 20 процентов мужских трудовых коллективов страдают злоупотреблением спиртного.
 
Работодателей могут обязать тестировать сотрудников на наркотики.
 
– На встрече практически не поднималась тема ресоциализации тех, кто прошёл курс реабилитации. Из-за того, что они не получают помощь в адаптации к новой жизни, многие, увы, опять начинают употреблять наркотики...
 
– Надо признать, что реабилитация – сложная вещь. Во всём мире не более 15 процентов людей, страдающих наркозависимостью, переходят на реабилитационный профиль. И одна из основных проблем – мотивировать этих людей на реабилитацию. Пока такой методики нет – всё очень индивидуально. Вместе с тем, у нас есть те, кто занимаются как вопросами мотивации людей к лечению, так и вопросами их адаптации после него – это, например, семейные клубы трезвости, анонимные алкоголики и наркоманы, группы Шичко.
 
– Надо ли их включать в систему господдержки?
 
– Да, конечно. И мы это, кстати, уже делаем.

 

Источник: Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму при Русской Православной Церкви.

68


15.04.2016 17:19/ читать дальше...
19297fb36dd19f24a191f21a39083ddl

 

Многие полагают, что Масленица является языческим праздником, однако подобное утверждение не соответствует действительности. Масленица каждый год празднуется в разное время. Это оттого, что (как это не покажется странным) время Масленицы зависит от Церковного календаря.

 

Каждая из 4-х недель, предшествующих Великому посту, имеет свое наименование. Первая из них – «О Закхее», вторая – «О мытаре и фарисее», третья – «О блудном сыне». Четвертая – «О страшном Суде». Пятое воскресение, последний день перед Великим постом, посвящено «Воспоминанию Адамова изгнания из рая». Таким образом, последняя неделя перед Великим Постом неделя (или - «седмица», по церковно-славянски) начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение. Именуется эта, последняя неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная (масленица)». Сырная оттого, что уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог.

 

Но из всех 15 Православных Церквей в таком виде - с праздничным разгулом, с блинами и снежными городками, Масленица существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала и поражает до сих пор иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни последующей жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.
 
Стоит нам помнить и слова святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. …Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
 
Масленица заканчивается напоминанием о событии грехопадения человека – изгнания Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод, т.е. нарушил заповедь воздержания - поста. Человек поверил, что в еде, а не в Боге, источник Жизни. Человек решил, что именно земные плоды - дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юность – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями, если и впрям следовать рекламному слогану «Бери от жизни все!!!», то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…
 
Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним – он лишил себя подлинного Источника Жизни и в мiр пришла смерть. И сегодня мы вынуждены есть, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Нет в пище Источника Жизни. Сколько бы я не съел – рано или поздно плотская жизнь придет к своему концу.
 
Предстоящий Великий Пост и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. …А если поем? Разве не умру? Нет, рано или поздно тело моё умрет. А как же душа? Где источник пищи для неё, источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения?.. К ответу на эти вопросы мы постараемся дойти через пустыню Поста. Великий Пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное, к Источнику вечной Жизни – Богу! Только один Бог и есть сама Жизнь, только Он - Источник её и её Творец.
 
Таким образом, предстоящий Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений по-новому узнает их вкус, учиться получать их от Бога, испытывать радость и благодарность. Но самое важное - мы можем понять смысл и цель свой Жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней станут для нас строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»

 

f8a59c12ef21810

10.03.2016 17:34/ читать дальше...

Город Кызыл – столица республики Тува. В 2014 году тувинская семья Сугежик переехала из столицы тувинской республики в культурную столицу Санкт-Петербург в поисках лучшей жизни. Эртине, юрист по образованию, устроился комплектовщиком в крупную петербургскую компанию, а его жена Аржан поступила на работу в ту же компанию продавцом-кассиром. Так как в семье трое маленьких детей: Таня 7 лет, Тамерлан 3,5 года и Лида 1 год, к ним из Кызыла приехала мама Аржан, Рита – пожилая женщина. Она стала хорошей няней для детей и помощью молодым и счастливым супругам.

Для приезжих тувинцев дела складывались хорошо. Они благополучно прожили в Санкт-Петербурге 2014 и 2015 годы. Но жизнь фактически никогда не бывает без провальных периодов. Новый, 2016 год, начался для многих россиян очередным ростом цен и финансовыми проблемами. Сугежик смогли бы пережить этот кризис, но дотошные соседи по коммунальной квартире начали жаловаться на детский плач, и в конечном счёте потребовали от хозяев квартиры выгнать семью на улицу. Эгоистическое желание личного комфорта не позволило этим людям войти в положение многодетной семьи. После нескольких жалоб и скандалов со стороны соседей, арендатор потребовал от квартирантов выселяться в срочном порядке, не дав даже времени «подбить» финансы и найти новую квартиру. Так вся семья оказалась на улице. И теперь, помимо жилищных проблем, они были вынуждены взять на работе краткосрочный отпуск.
 
Однако, земля полна не только эгоистичных, но и добрых людей. Вскоре после выселения, Эртине нашёл визитные карточки благотворительной организации «Твой Дом» и обратился за помощью в наш центр социальной адаптации.
 
Сейчас многодетная семья – супруги и трое детей со своей бабушкой, пребывают в одном из петербургских центров МБОО «Твой Дом». Они имеют возможность жить в комфортных условиях на время решения своих проблем. Мы желаем им скорее пережить эту неудачную полосу и вскоре вернуться к полноценной самостоятельной жизни уже за пределами организации.

DSC07390


24.02.2016 16:22/ читать дальше...
41724

Ссылка на источник

Доклад на круглом столе в Государственной Думе «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России».

Полная версия доклада Н.В. Каклюгина - врача психиатра-нарколога, кандидата медицинских наук, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае на круглом столе в Государственной Думе «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России», прошедшего 8 декабря 2015 года при поддержке думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

В соответствии с информацией, изложенной в аннотации к Государственной программе «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утверждённой Правительством Российской Федерации 15.04.2014 г., несмотря на доступность оказания медицинской помощи по профилю «наркология» эффективность общегосударственных усилий в прекращении незаконного потребления наркотиков остается недостаточной.

По данным разработчиков подпрограммы 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» Государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», в 2012 году в стране действовало 3 государственных медицинских наркологических реабилитационных центра - самостоятельных учреждения, в которых было развёрнуто 130 реабилитационных коек. Кроме того, на базе специализированных учреждений (наркологических и психиатрических) развернуто 8 реабилитационных отделений, имеющих статус реабилитационных центров, и 85 реабилитационных отделений. Суммарный коечный фонд этих подразделений в 2012 году составил всего 2111 коек. Большинство существующих наркологических учреждений в России ограничиваются лишь проведением детоксикационных мероприятий, что явно недостаточно для достижения длительных ремиссий заболевания.

При этом улучшение психического состояния здоровья населения на основе повышения доступности качественной реабилитационной помощи, установление мер социальной поддержки по организации оказания помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, является целью государственной политики Российской Федерации в области здравоохранения, определенной ФЗ N323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ», Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ N 2511-p от 24.12.2012 г.) и Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ N 1662 от 17.11.2008 г.).

Разработка и внедрение инновационных программ социальной реабилитации лиц с наркотической зависимостью является актуальной задачей и в связи с ростом потребления населением так называемых «синтетических», «дизайнерских» наркотиков, оказывающих выраженный психотропный эффект и способствующих развитию тяжелых психических расстройств и соматической патологии. Очевидно, что такого рода программы должны базироваться на результатах современных социально-психологических и антропологических исследований, международном научно обоснованном опыте их реализации, доказанной эффективности и не допускать деструктивного воздействия на психический и социальный статус реабилитируемых лиц. Если таким непростым делом как лечение, реабилитация и последующая ресоциализация людей с зависимым поведением и осложнённым вследствие него психическим, морально-нравственным и интеллектуальным статусом, будут заниматься бесконтрольно непрофессионалы, проблем будет масса и они постоянно возникают, как мы видим из материалов средств массовой информации. Это к слову на реплику одного из предыдущих докладчиков, Вениамина Деменко, согласно которой «именно бывшие преображенские специалисты сегодня являются флагманами социальной работы в нескольких митрополиях Русской Православной Церкви». Эти слова не соответствуют действительности, такие случаи лишь редчайшее исключение из общего правила самостийности, «гуруизма» и крайней степени изворотвливости, вплоть до вступления в сделку со своей совестью выходцев из таких организаций как «Преображение России». Биография личности выступившего с заявлением о здравой преемственности «преображенцев» докладчика для тех, кто с ней знаком, лишь подтверждает данное правило.

Волею судьбы я стал одним из основных координаторов двух думских совещаний, полноценных экспертных "мозговых штурмов", затрагивающих в том числе и наиболее болезненные вопросы нашей сегодняшней дискуссии. 18 февраля 2015 г. под председательством депутата Николая Сергеевича Валуева в здании Государственной Думы прошло уже второе рабочее совещание, посвященное проблемным вопросам реализации современной российской молодежной антинаркотической политики в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Как выяснилось в процессе дискуссии, вопрос выходит за рамки создания концепции данной общероссийской сетевой структуры и непосредственно связан с такими понятиями как «нарколобби», «метадоновое лобби», «сектантское лобби» и «духовная безопасность». Особую тревогу у участников совещания вызвало активное формирование в стране нескольких крупных общероссийских конгломератов общественных и духовно-ориентированных организаций нетрадиционной религиозной ориентации, паразитирующих на проблеме химической зависимости и создающих из зависимых лиц, ставших их адептами, мощный политически значимый ресурс.

Основной способ привлечения новых адептов (неофитов) здесь - психологическая манипуляция их личностью с использованием неэтичных психотехник, что может привести и приводит к серьезным психологическим травмам, частичной или полной асоциализации лиц, вовлекаемых в деятельность таких организаций, а также их родственников. При этом, как особо подчеркивал ряд выступающих экспертов, их руководители привлекают или сами обучают специалистов для использования технологий информационного воздействия на массовое сознание с целью подмены в реализуемых ими программах смыслового наполнения определения «вербовка» терминами «духовное восстановление», «социальная адаптация лиц в трудной жизненной ситуации», «реабилитация наркозависимых», «ресоциализация наркозависимых» и «профилактика наркомании», на осуществление которых из государственного бюджета путем субсидирования, выделения федеральных и региональных грантов, при поддержке определенной группы лоббистов запрашивается финансирование, причем в значительных объемах.

На фоне депатриотизации общественного сознания, существующего несовершенства законодательной базы по целому ряду социально и политически значимых направлений, недоработки норм правового урегулирования межведомственного, межсекторального взаимодействия в сфере молодежной политики и оказания социальных услуг населению, отсутствия или резкого снижения объемов целевого финансирования соответствующих государственных программ, нелегитимности в различных профильных министерствах и ведомствах специализированных экспертных советов, а также отсутствия мощного консолидированного, альтернативного альянсам нетрадиционных религиозных движений, общественного объединения социальной направленности, участвовавшие в совещании эксперты не представляют возможным прогнозировать оздоровление текущей ситуации в данном сегменте.

По мнению большинства присутствующих на февральском думском совещании экспертов, помочь государству восстановить и укрепить национальный духовно-нравственный, психический и физический потенциал способны традиционные религиозные конфессии и разнонаправленные профессиональные социально ориентированные некоммерческие организации. Именно на них в последнее время делает ставку российское правительство, одновременно пытаясь путем введения в правовое поле определенных законодательных мер ограничить деятельность еще более дестабилизирующих текущую непростую ситуацию организаций, финансируемых из-за рубежа. Как общественно-политических, так и религиозных. Но вся беда в том, что они уже обрели российскую прописку и «де юре» не являются иностранными агентами, «де факто» оставаясь таковыми.

В сегодняшних реалиях невозможно не учитывать обилие на территории Российской Федерации практически идентичных по своему религиозному духу с украинскими организаций, позиционирующих себя как благотворительные проекты, ориентированные на оказание помощи алко- и наркозависимым в виде предоставления им услуг по реабилитации и ресоциализации, с каждым годом размножающихся все с большей скоростью, в геометрической прогрессии согласно недавно принятой большинством из них так называемой модели G12. Она запущена на основании следующей цитаты из Священного Писания: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Евангелие от Марка, 3:14-15). Ведение G-12 представляет собой стратегию умножения лидеров и их «малых церквей», легко управляемых и мобильных. За ними практически невозможно организовать контроль и наблюдение и по закону нельзя требовать регистрации в территориальных органах Министерства юстиции в силу малого количества членов. Это горизонтальные сети, с огромной скоростью в геометрической прогрессии оплетающие наш социум. И остановить этот процесс пока не способен ни один государственный надзорный орган - понятие «религиозная группа», не подотчетная органам юстиции и не обязанная никому сообщать о начале своей деятельности, является законодательной нормой, определенной Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (с изменениями от 31.12.2014 г.).

Известен и основной заказчик наблюдаемой экспертами в стране экспансии массы «миссионеров» и «реабилитологов» новой волны. В дополнение к упомянутому здесь профессором Александром Леонидовичем Дворкиным Акту о международной религиозной свободе, подписанному 27 октября 1998 года на тот момент Президентом Соединённых Штатов Биллом Клинтоном и принятому Конгрессом США как основной документ, утверждающей право Соединённых Штатов вмешиваться в дела иных госуарств, по их мнению, нарушающих религиозную свободу граждан, отмечу следующее. 7 августа 2013 года Государственный секретарь США Джон Керри в Вашингтоне публично объявил о создании в структуре правительства Управления по вопросам инициатив религиозных сообществ. Видеозапись выступлений всех главных действующих лиц этого мероприятия (на английском языке), крайне важного для усиления влияния Белого дома на геополитические процессы в мире, можно увидеть, пройдя по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=dWdph3kKXv8&list=UUUV6fz3TOy4UgBl2l44F3Vg Новое управление создано с целью формирования политики Госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, тесного сотрудничества с ними для того, «чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе, в том числе путем продолжения сотрудничества с рабочей группой Госдепартамента США по вопросам религии и внешней политики». Созданная структура призвана взаимодействовать на регулярной основе с другими чиновниками и управлениями американского правительства, сосредоточенных на религиозных вопросах, в том числе с Послом по особым поручениям по вопросам свободы вероисповедания Сюзан Джонсон Кук и Управлением Госдепартамента по вопросам международной свободы вероисповедания. Таким образом, акцент во внешней политике США был публично сделан на поддержке нетрадиционных религиозных движений тех государств, на которых направлен интерес американского правительства и через них на влияние во внутриполитических процессах правительств этих стран. Руководителем новой структуры в составе Госдепартамента США стал доктор теологии Шон Кейси из штата Вирджиния, который получил статус Специального советника Госсекретаря США. Объясняя причину создания нового Управления, Шон Кейси отметил: «Как религиозные лидеры и религиозные общины формируют свою среду, они также влияют и формируют наши собственные проблемы внешней политики здесь, в Соединенных Штатах. Непременно полезным для США будет понять религиозных лидеров и привлечь их к нашей дипломатии и усилиям в области развития». Внимательно следящему за событиями в мире читателю понятно, о каком развитии идет речь. У неопятидесятников-харизматов, являющихся основными реализаторами программ «вербовки-реабилитации-ресоциализации» наркозависимых, оно называется «пробуждением». Распространение этого нового для страны социально опасного явления в первую очередь связано с активным использованием данным направлением нетрадиционной религиозной ориентации элементов психологического манипулирования и психического насилия.

Психологическая манипуляция, согласно базовым психологическим словарям, это тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счет других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией. Это то, что активно практикуется руководителями нетрадиционных религиозных движений (тоталитарных деструктивных культов) в отношении своих адептов, а также важных для продвижения их интересов государственных служащих, специалистов профильных министерств и ведомств, общественных и религиозных организаций.

Как свидетельствует современная судебно-следственная практика, при совершении мошенничества с использованием психического насилия, основанного на специфических психотерапевтических и психологических методах, преступникам может не потребоваться применение обмана. Это связано с тем, что обман в мошенничестве - это, прежде всего, информационное, интеллектуальное воздействие одного лица на волевые процессы и психику другого субъекта, возникающее там. где существует ситуация психологической оценки. Психическое насилие как наиболее радикальный элемент психологической манипуляции, в свою очередь, выражается в изменении психических характеристик адресата воздействия в результате применения инициатором воздействия специальных психологических приемов, основанных на использовании данных психологии о психических закономерностях, психологических и социально-психологических данных о поведении личности.

Считаем необходимым предупредить государственные службы о необходимости акцентирования внимания на работе различных структур, аффилированных с религиозными объединениями и группами граждан нетрадиционной религиозной ориентации, законодателей способствовать внесению изменений в федеральном и региональном законодательстве, направленных на предотвращения развития деструктивных процессов в российском обществе, особенно тех, что все более явно наблюдаются в молодёжной среде: в первую очередь введения в правовое поле понятий «психическое насилие», «психологическая манипуляция» и «тоталитарный деструктивный культ» как сообщество, использующие первые два действия в своей практической деятельности. Ведь если так пойдёт дальше, то правительство вынуждено будет скоро начать искать средства на создание сети реабилитационных учреждений для пострадавших от деятельности такого рода организаций, а не только от алкоголя и наркотиков.

При этом очевидно, что сегодня разложение исторической, культурной и духовной традиции народов, населяющих территорию Российской Федерации, распространяется по стране все чаще не через прозрачные для государства религиозные объединения, а через те самые, закрытые по закону, не обязанные предоставлять отчетность в органы юстиции религиозные группы, действующие с каждым годом все более активно через аффилированные с ними через сотрудников социально-ориентированные некоммерческие организации. И это помимо пресловутых «иностранных агентов», которые, несмотря ни на какие стигматизирующие ярлыки надзорных органов, продолжают получать и реализовывать свои инициативы, контроль над которыми осуществляют не государственные службы напрямую, а делегированные ими некие грантодателями. Какова степень компетентности таковых и чем она регламентирована, нам неизвестно. В то же время уже достаточно подробно описано, как проводимая такими организациями на территории соседней Украины миссионерская работа по вербовке новых адептов и пропаганде антигосударственных идей вместе с невероятно высокой степенью терпимости фискальных органов к нетрадиционным религиозным движениям, маскирующихся под социально ориентированные НКО, привели ее к государственному и общественному коллапсу, а украинский народ к духовной деградации, депатриотизации массового сознания, подмене смысловых понятий в этой сфере, появлению извращенных форм национализма и, как следствие, проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Теперь основная мишень - Россия. Задача у подобных структур - получить государственное финансирование на свои направленные против подрыва российской государственности проекты, эскалации экстремистских настроений саначала в микрогруппах нетрадиционной религиозной ориентации, а потом и в обществе. Особый акцент ими, как уже было отмечено выше, ставится на получении грантовой поддержки в виде субсидий от государства и официально делегированных государством грантодателей. На этом моменте рядом участников двух координируемых при моём участии думских совещаний после подведения их итогов было рекомендовано сделать особый акцент и взглянуть в хронологическом порядке на динамику развития ситуации в секторе иностранных религиозных организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций, как подтвердили присутствующие эксперты, взаимосвязанных между собой. Подробнее об этом рассказывается в аналитической записке «Иностранные религиозные организации и социально ориентированные некоммерческие организации. Делегирование полномочий», подготовленной с использованием материалов российских электронных средств массовой информации, размещённой в приложении к резолютивной части совещания 18 февраля 2015 года.

Там же было отмечено, что на фоне текущей стагнации, а местами и разрушения описанных выше направлений, безусловно, государственной важности, за воспитание молодежи - стратегического для будущего страны ресурса - взялись представители общественных и религиозных организаций, без наличия какой-либо профессиональной подготовки и контроля со стороны государственных служб идущих со своими самодельными психолого-педагогическими и духовно-нравственными антинаркотическими профилактическими программами в образовательные учреждения, где чаще всего своими действиями лишь возбуждают интерес к приему наркотиков или тем религиозным движениям (как правило, нетрадиционным), которые они представляют.

Считаю необходимым отметить, что в условиях современных вызовов правительству России, профильным министерствам и ведомствам без проведения серьезной экспертной оценки невозможно дифференцировать реально необходимые государству социальные программы, реализуемые некоммерческими организациями, и те, за которыми, прикрываясь делами благотворительности, стоят дестабилизаторы российского политического строя, разрушители культурной, религиозной и идеологической платформы, национальной самоидентификации народов, проживающих на территории Российской Федерации, и ее титульной нации - русской. В 2004 году в майском послании Президента Федеральному собранию В.В. Путин напоминал: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов». Развивая тему, 31 января 2006 года, Президент на пресс-конференции в Кремле публично заявил: «Неправительственные организации нужны обществу как контроль за деятельностью самого государства и властных структур. Мы выступаем за прозрачность их финансирования, мы выступаем за то, чтобы эти организации были независимыми и не руководились «кукловодами» из-за границы». Удалось ли добиться этого контроля?.. 10 июля 2012 года на встрече с председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым в Кремле В.В. Путин, рассчитывая на добросовестность прошедших в список грантополучателей организаций, сообщил: «Что касается некоммерческих организаций, я согласен с теми коллегами, которые считают, что если уж мы принимаем какие-то более или менее жесткие рамки работы этих организаций, то, конечно, мы должны увеличить свое собственное финансирование деятельности НКО. Полагаю, что оно должно быть увеличено не менее чем в три раза».

Вместе с тем важно отметить, что принцип, по которому государство решает, кто должен распределять государственные бюджетные средства среди НКО, нигде не прописан и попросту неизвестен. Также неизвестно и о принципе формирования фильтров, которые призваны отсеивать проекты еще на стадии их подачи. По устоявшейся системе окончательное решение давать или не давать грант принимает конкурсная комиссия. Ее состав известен и размещается в режиме открытого доступа. Однако, прежде чем попасть на стол конкурсной комиссии, заявку изучает экспертный совет. Его состав держится в секрете. Внешний контроль за реализацией заявки, получившей грант, в России отсутствует.

На основании вышеизложенного, экспертами двух вышеуказанных думских совещаний уполномоченным органам в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, федерального, регионального и муниципального уровней рекомендовано:

- при оценке реабилитационных программ особое внимание обращать на их содержательное наполнение, духовный (идеологический) компонент, имеющий ключевое значение для формирования у реабилитируемых общественно-полезных, патриотически направленных личностных установок, ценностей, стремлений,

- при проверках деятельности реабилитационных организаций, не ограничиваясь изучением документации, организовывать работу с реабилитируемыми лицами и их родственниками, направленную на выявление фактов несоответствия заявленных и реально осуществляемых видов деятельности, включая незаявленную миссионерскую и коммерческую деятельность, а также признаки психологического и иного насилия, склонения к потреблению наркотиков, пропаганде антироссийских взглядов, антисоциальному и экстремистскому поведению.

Использовать утвержденные на заседании ГАК 25.06.2014 г. критерии оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации, разработанные ФКУ «Научно-исследовательский центр» ФСКН России (далее - НИЦ ФСКН), до момента их переработки и повторного утверждения. Оно необходимо, поскольку соответствие большинству подготовленных специалистами НИЦ ФСКН и утвержденных ГАК 25 июня 2014 года критериев оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, невозможно, в связи с чем, у большинства учреждений, оказывающих данный вид социальных услуг в негосударственном секторе отсутствует желание взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных сегментов коплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых в рамках создания Национальной системы. Очевидны как трудность их внятной оценки, так и невозможность разъяснения руководителям реабилитационных учреждений, почему их деятельность оценили именно так, а не иначе, на основании чего приходится признать, что предложенный региональными управлениями ФСКН России как базовый, вариант данных критериев не соответствует реалиям нашего времени и требует серьезной переработки с целью исключения каких-либо неточностей в трактовке заложенных в него оценочных параметров.

Также считаем целесообразным поддержать экспертное предложение считать критическими несоответствиями требования, предъявляемые к реабилитационным организациям, обязательные при их допуске к получению государственных субсидий, сертификатов на реабилитацию и прочих мер государственной поддержки: сокрытие либо предоставление неполной и/или недостоверной информации о своей конфессиональной принадлежности, а равно отсутствие подтверждающих такую информацию документов (свидетельств) от имени вышестоящей (головной) религиозной организации (религиозного объединения).

Считаю крайне актуальным и соответствующим духу времени обратить внимание профильных государственных надзорных органов на масштабную работу в России огромного количества никем не контролируемых учреждений социальной адаптации лиц в трудной жизненной ситуации, включая лиц, освободившихся из мест заключения, алко- и наркозависимых, без определенного места жительства («низкопорогового уровня»), приступить к определению субъекта, координирующего их деятельность, нормативно-правовую базу, созданию и утверждению регламентирующих данное направление оказания социальных услуг документов, поскольку среди них функционирует значительная часть аффилированных с нетрадиционными религиозными движениями вербовочных структур, угрожающих национальной безопасности государства.

Исследовав вопрос, с нашей точки зрения необходимо считать обязательным моментом, требующим развития в рамках создаваемой Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализапии лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, создание, внедрение и совершенствование с привлечением представителей профильных министерств и ведомств, традиционных религиозных конфессий программ работы с семьями на донаркотическом этапе как обязательной составной части данной Системы, которые должны быть направлены на формирование в молодежной среде принципов создания здоровых внутрисемейных отношений, исключающих возможность включения детей и подростков в недоброкачественные сообщества: субкультуры, нетрадиционные религиозные движения, неформальные молодежные объединения с пронаркотическими психологическими установками, а также дополнительно ввести в систему среднего образования преподавание предмета «Нравственные основы семейной жизни».

При этом обязательным условием нормального функционирования и гармоничного развития Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализапии лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, является включение в глоссарий понятия «традиционные для России религиозные конфессии» с их поименным перечислением, учитывая прецедент в системе образования, когда при введении курса «Основы религиозной культур и светской этики» в общеобразовательных школах официально, на государственном уровне были определены шесть модулей: основы православной культуры, основы ислама, буддизма, иудаизма, мировых религий и светской этики.

Завершая своё выступление, хочется предостеречь Правительство Российской Федерации от вероятного выделения субсидий (грантов) официальными российскими грантооператорами социально ориентированными некоммерческим организациям, незадекларированными целями и задачами которых в несколько отдаленной перспективе является дестабилизация политической и духовно-религиозной обстановки, способной привести Россию к серьезным общественно-политическим и экономическим потрясениям, следовательно, угрозе государственному строю, в связи с чем предлагаем одним из приоритетных направлений Правительства сделать работу с содержательной повесткой претендующих на господдержку проектов, анализ их смыслового наполнения, целевых показателей путем создания и утверждения профильных экспертных групп при каждом грантооператоре.

При этом мы считаем первоочередной мерой, способной ограничить деятельность тоталитарных деструктивных религиозных культов, психокультов, прочих нетрадиционных духовно-ориентированных новообразований, регламентирование на законодательном уровне услуг психологической помощи - разработки соответствующего Федерального закона, используя опыт регламентации услуг психологической помощи в Законе г. Москвы N43 от 7 октября 2009 г. «О психологической помощи населению в городе Москве», а также в Законе Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. N153-З «Об оказании психологической помощи».

И наконец, следующей наиболее эффективной мерой, способной ограничить деятельность тоталитарных деструктивных религиозных культов, психокультов, прочих нетрадиционных духовно-ориентированных новообразований, считаем введение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, определяющей ответственность за психическое насилие и психологическое манипулирование личностью человека, повлекшее за собой ущерб здоровью различной степени тяжести, определяемые по результатам комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Некоторые примеры зарубежного законодательства о противодействии незаконной деятельности тоталитарных деструктивных культов, связанной с психическим насилием, экспертам хорошо известны, изучены. Они изложены в прилагаемом к тексту моего выступления приложении вместе с полным перечнем предложений, которые, с нашей точки зрения способны кардинальным образом улучшить ситуацию в данном сегменте деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, через своё руководство или сотрудников прямым или косвенным образом связанных с распространением на территории субъектов Российской Федерации разрушающих государственность, психическое и духовное здоровье граждан учений, верований и религиозных практик.

Эти предложения о поправках в законодательство РФ в отношении тоталитарных деструктивных культов, скрывающих свою деятельность в том числе за реализацией программ социальной реабилитации и адаптации лиц в трудной жизненной ситуации, тогда, в феврале 2015-го было предложено рассмотреть в связи с текущей напряженной обстановкой в сфере резко возросшей активной миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных движений не позднее сентября 2015 года на специальном совещании под эгидой Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы. Очень радостно, что этот круглый стол состоялся до завершения календарного года и у меня появилась возможность передать их заместителю комитета лично!

Наблюдаемое сегодня отсутствие должного контроля данной сферы со стороны соответствующих надзорных служб порождает у экспертного сообщества пессимизм в отношении ожидаемой эффективности проводимых правительством и президентом России мероприятий по пресечению деятельности на нашей территории так называемых «иностранных агентов». Ведь, ещё раз подчеркну, они всё чаще они пытаются называть себя спасателями и «спасителями» россиян от алкоголизма и наркомании, чему склонны верить чиновники и политики, занимающиеся высокие посты не только в региональных и федеральных профильных министерствах и ведомствах, но и Государственной Думе Российской Федерации. И получали, и готовы получать и в дальнейшем соответствующее финансирование на свою, по сути, антироссийскую деятельность из государственного бюджета в виде грантов и субсидий. О необходимости создания структур, контролирующих деятельность российских операторов грантов, говорит все большее количество представителей общественности. При этом важно понимать - в секторе социально ориентированных и общественно-политических НКО работает достаточно большое количество организаций, оздоравливающих национальный иммунитет государства, укрепляющих российскую государственность, духовное и телесное здоровье наших сограждан. Их нужно поддерживать, одновременно отсеивая «зерна от плевел». Иного пути для выхода страны из глубочайшего духовно-нравственного, и, как следствие, демографического кризиса, нет.

Каклюгин Николай Владимирович, кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае.


20.01.2016 14:47/ читать дальше...

60edc78e00442548ab0124aa3c2ee806-600x371

Ссылка на источник: http://www.pravmir.ru/kogda-kupatsya-na-kreshhenie-18-ili-19-yanvarya/

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

— Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она — в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело — масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

— Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании

— Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», — пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание — только начало

— Традиция купаться на Крещение — поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь — теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.


16.01.2016 18:29/ читать дальше...